Огромное количество «развивающих» игр и конструкторов дает, как правило, ребенку готовую среду, в которой свобода творчества ограничивается особенностями данных конкретных сред,  в результате чего у ребенка создается ощущение, что условности среды (например, способы соединения деталей в Лего) – естественные ограничения, вне которых творчество не возможно.

С другой стороны — проблемы безопасности детей заставляют нас —  родителей и педагогов избегать предметов «реального мира». Куда проще купить очередной конструктор, нежели смастерить с сыном машину из старых  деталей. А уж безопаснее — безусловно.

Но вот — насколько получается такая замена адекватной?

Не получится ли, что, покупая все новые и новые конструкторы, мы теряем что-то очень важное?

Метки:

35 thoughts on “Лего или не Лего? Конструирование из готовых блоков: помогает или мешает?

  • 27.03.2014 на 16:01
    Постоянная ссылка

    Важное теряем. Дети научились выбирать то, что легко выполняется, дети современные не приучены преодолевать трудности, нет целеустремлённости. Может раннее инженерное воспитание поможет решить в какой-то степени эту проблему.

    Ответить
    • 27.03.2014 на 17:48
      Постоянная ссылка

      Вопрос, который я задал — не пустой.
      Дело в том, что создатели конструкторов как раз работают именно «на этой поляне».
      Более того, я бы не стал так однозначно красить все одним цветом.
      Когда моя дочка-двухлетка получает в подарок игрушку, которую можно разобрать — я понимаю, что это тоже инженерное образование (ну, отдаленные подступы к нему :-) ) Затем она с удовольствием откручивает специальным ключиком клесики у черепашки (на них специальные гаечки). И я тоже понимаю, что это верно. Потому что, едва я вижу в руках у нее отвертку или, не дай Бог, нож, я, и это естественно, бегу отнимать.
      Вопрос — где начинается тот период, когда отвертку и пилу уже можно дать ребенку?
      И не получается ли, что, покупая ему только безопасные конструкторы, мы лишаем его права на ошибку?

      Ответить
      • 27.03.2014 на 22:51
        Постоянная ссылка

        Можно дать в любой период под присмотром если это заинтересовало ребёнка. Но! Ребёнок должен понимать опасность от данного предмета. Ещё у Пестолоци описано как он колол маленькому ребёнку палец иголкой и прикладывал руку к горячей чашке, чтобы тот понял, какая опасность в них таится. Своего рода превентивные меры. Конечно моторика у ребёнка не так развита, как у взрослого (хотя и он может по пальцу дать себе молотком), поэтому нужно как-то сделать менее травматичным использованием опасных предметов. Я, например, закрепила доску и немного вбила гвоздь, а ребёнку велела держать молоток двумя руками для начала.

        Ответить
        • 28.03.2014 на 07:05
          Постоянная ссылка

          Отличный пример с молотком. Меня в этой истории больше всего привлекает то, что инструмент — настоящий. И процесс забивания гвоздей — настоящий. И — опасный, да.
          Но — под контролем.
          И именно это как раз и является залогом успеха.
          Правда, все это не снимает проблемы помощи, которую мы обсуждаем в другой теме.

          Ответить
  • 27.03.2014 на 18:15
    Постоянная ссылка

    Опасные инструменты можно и нужно давать детям 4-6 лет под обязательным присмотром взрослых, для того чтобы ребенок учился безопасной работе с инструментом. В идеале, если ребенок вместе с папой реализуют совместные проекты, не важно игрушка или табурет, полка получиться в итоге. А ребенок будет с благодарностью вспоминать те совместно проведенные мгновенья.

    Ответить
    • 28.03.2014 на 00:31
      Постоянная ссылка

      Моему ребенку тоже два года и я ему покупаю и конструкторы, и разнообразные игрушки которые можно собирать. Считаю, что пусть мы их не сами придумали и сделали, но они развивают интерес ребенка. Если где-то у конструктора отвалилась какая-то деталь, разрешаю взять отвертку и отремонтировать (под присмотром), боюсь, что если запрещу воспользоваться инструментами, то может пропасть интерес, а пользоваться игрушечными — не тот эффект для ребенка, он же видит как папа пользуется настоящими (нож и ножницы исключены). Поэтому я считаю, что ЛЕГО — это начальная стадия для маленького,возможно будущего инженера. Ну и конечно же все зависит от окружающих его людей, которые должны ребенку показывать, что можно создавать еще и другие вещи, провоцировать интерес.

      Ответить
      • 31.03.2014 на 13:28
        Постоянная ссылка

        Я согласна с Ириной, что можно и нужно начать обучение с лего, так как более безопасно. Позже можно показывать и рассказывать как это делается в реальности, используя настоящие инструменты.

        Ответить
    • 28.03.2014 на 07:12
      Постоянная ссылка

      Красиво, конечно. Но попробую повернуть в другую сторону.
      Конструктор придуман специалистами. Разрабатывая его, специалисты ведь продумали не только безопасность, но и многие педагогические моменты: соответствие особенностей соединения деталей возрастными возможностями ребенка, разработали «технологические карты», позволяющие гарантированно добиться успеха, собрав модель.
      Отказываясь от продуманного конструктора, мы отказываемся от гарантированного успеха. Представляете, какую травму получит ребенок, если в итоге долгих трудов с папой табурет не получится? Или получится — но настолько плохо, что ребенок получит не положительный, а отрицательный эффект от процесса?

      Ответить
    • 28.03.2014 на 07:38
      Постоянная ссылка

      Здорово.
      Есть, правда, одно «но»:
      А вы уверены, что ребенок получит удовольствие от работы вместе с папой?
      Тут ведь как? Работать вместе с маленьким ребенком требует терпения и выдержки. Одно дело — пилить или строгать самому, и совсем иное — делать это с ребенком. Он ведь все время все делает не так: может испортить материал, может причинить вред себе или окружению.
      Сколько раз я был свидетелем ситуации, как столь тщательно выбранные для совместной поделки материалы превращаются в никому не нужные обрезки, но при этом лицо ребенка лучится счастьем от того, что он научился пользоваться пилой.
      Всякий ли папа (мама, педагог — не важно) сумеет заметить счастливые глаза и при этом не обратить внимания на то, что формальная цель (поделка) не только не достигнута, но потерпела сокрушительное фиаско?

      Ответить
  • 27.03.2014 на 18:56
    Постоянная ссылка

    Я думаю, что конструктор ускоряет процесс создания. Детям хочется как можно скорее увидеть результат.

    Ответить
    • 28.03.2014 на 07:40
      Постоянная ссылка

      И это очень важно!
      Ребенку важно видеть результат. И — как можно быстрее.
      Вопрос — не получится ли при этом так, что у него сложится впечатление, что все в этом мире решается так же просто, как соединяются детали лего?

      Ответить
  • 27.03.2014 на 22:33
    Постоянная ссылка

    На мой взгляд, проблема готовых конструкторов не только в безопасности. В школу поставили конструкторы — не лего, крупный, очень хорошего качества, можно делать объемные фигуры. Так вот с удивлением обнаружила, что многие дети не умеют читать даже минимальные чертежи (входили в комплект) — тоже инженерное воспитание. Научились, далее научились создавать свои большие вещи, популярны — оружие, молотки, дробилки и т.п. Так вот такой такой дробилкой одному ребёнку чуть голову не пробили, а конструктор отвечает всем требованиям безопасности. Это я к тому, что и готовый конструктор может быть небезопасным, а собранная из ненужных вещей игрушка также может быть и полезной, и небезопасной. Здесь вопрос в другом: что больше развивает? Моё мнение готовым конструкторам быть! Есть очень хорошие, например Магнетик, на его примере объясняла молекулы ребёнку, вряд ли быстро найдёшь одинаковые магнитные шарики. Физический конструктор — класс! Сомневаюсь, что нашлабы все подходящие элементы эл. цепи отдельно.

    Ответить
  • 28.03.2014 на 00:16
    Постоянная ссылка

    Безопасность очень важна для меня. И у каждого ребенка — свой период, когда ему можно доверить забить гвоздь… И этот период нельзя откладывать до 18 лет:).
    А про Лего — умение работать по инструкции тоже хороший навык.
    Просто во всем должно быть «равновесие»: и Лего хорошо, и конструкции, сделанные или разобранные своими руками…

    Ответить
    • 28.03.2014 на 07:50
      Постоянная ссылка

      Классную тему Вы подняли — «умение работать по инструкции»!
      Ведь это очень-очень важно. Правда, тут дело не столько в конструкторах, сколько в инструкциях.
      Но, что верно, очень мало у нас хороших инструкций. Даже в конструкторах. А уж, если говорить о совместном творчестве из подручных материалов — то тут вообще швах.
      Есть много инструкций как сделать оригами, красивую открытку и праздничный пирог.
      Но как сделать, к примеру, гидравлический пресс, паровой двигатель или простого виброробота — таких инструкций, рассчитанных на детей, практически нет. Хотя сделать эти модели — просто.
      И, думаю, что разработка таких инструкций как раз может стать хорошей темой для учителей: кто как не они, понимают, какие инструкции нужны нашим детям? И что дети действительно могут, а что — не могут сделать.

      Ответить
  • 28.03.2014 на 00:33
    Постоянная ссылка

    Моему ребенку тоже два года и я ему покупаю и конструкторы, и разнообразные игрушки которые можно собирать. Считаю, что пусть мы их не сами придумали и сделали, но они развивают интерес ребенка. Если где-то у конструктора отвалилась какая-то деталь, разрешаю взять отвертку и отремонтировать (под присмотром), боюсь, что если запрещу воспользоваться инструментами, то может пропасть интерес, а пользоваться игрушечными — не тот эффект для ребенка, он же видит как папа пользуется настоящими (нож и ножницы исключены). Поэтому я считаю, что ЛЕГО — это начальная стадия для маленького,возможно будущего инженера. Ну и конечно же все зависит от окружающих его людей, которые должны ребенку показывать, что можно создавать еще и другие вещи, провоцировать интерес.

    Ответить
  • 28.03.2014 на 00:39
    Постоянная ссылка

    Моему ребенку тоже два года и я ему покупаю и конструкторы, и разнообразные игрушки которые можно собирать. Считаю, что пусть мы их не сами придумали и сделали, но они развивают интерес ребенка. Если где-то у конструктора отвалилась какая-то деталь, разрешаю взять отвертку и отремонтировать (под присмотром), боюсь, что если запрещу воспользоваться инструментами, то может пропасть интерес, а пользоваться игрушечными — не тот эффект для ребенка, он же видит как папа пользуется настоящими (нож и ножницы исключены). Поэтому я считаю, что ЛЕГО — это начальная стадия для маленького, возможно будущего инженера. Ну и конечно же все зависит от окружающих его людей, которые должны ребенку показывать, что можно создавать еще и другие вещи, не ограничиваясь конструктором.

    Ответить
    • 28.03.2014 на 07:55
      Постоянная ссылка

      А, кстати, почему нож и ножницы исключены?
      Я ведь к тому, что, открыв список исключений, мы рискуем не закрыть его никогда. Отвертка ведь тоже острая.
      Мне кажется, дело не в запрете инструментов, а в привитии культуры их использования.
      «Спички — детям не игрушка» — говорим мы. И это — правильно. Но не думает ли при этом ребенок: «Раз запрещают, это интересно. Раз интересно — надо попробовать. Но только — когда никого рядом не будет»?

      Ответить
  • 28.03.2014 на 09:39
    Постоянная ссылка

    Хочется,чтобы дети с детства ценили все созданное человеком и ,более того,задумались как подарить»ненужной вещи «вторую жизнь,как починить поломанную;как из обыкновенных предметов создать необычную и полезную вещь.Этим чаще занимались в семье дедушки и папы.А теперь пришло время воспитателей и учителей.»Мастерилка»-это здорово!

    Ответить
    • 28.03.2014 на 10:45
      Постоянная ссылка

      О, это интересно! Учителя в роли папы и дедушки!
      Вот только смогут ли?
      Ведь учителя в своем большинстве — это дамы…

      Ответить
      • 28.03.2014 на 12:11
        Постоянная ссылка

        Как было бы здорово ,если бы мальчик перенял «умение»дарить цветы «слабой половине» от своего папы…или ,еще лучше ,от дедушки….
        Всему ,в идеале,лучше научаться сначала в семье.Но, если этого нет-тогда детский сад и школа должны постараться изо всех сил,а детки обязательно «впитают »
        Мужчины всё на свете делают лучше нас !В любой профессии!Они отдаются профессии полностью.Предназначении женщины -быть хранительницей семейного очага,и чем бы она не занималась,она ни на миг не забывает об этом…
        Когда умные мужчины придут в школу работать-это будет самое счастливое время для нашего государства,я мечтаю это увидеть! А пока… я очень хочу постараться быть полезной в инженерном развитии своих учеников,тем более потому ,что они получают «женское образование»…

        Ответить
        • 28.03.2014 на 12:22
          Постоянная ссылка

          Получается Kinder, Küche, Kirche?
          При всем моем мужском шовинизме (;-) не соглашусь.
          И, вы знаете, когда я смотрю на иную хозяйку, придумывающую, как разместить пирог в духовке, накрыв его мокрой бумагой так, чтобы он пропекся равномерно, потому что старая духовка не дает равномерную температуру, я думаю, что ей требуется немного больше инженерных знаний, чем клерку, переписывающему бумажки с тех. процессами, который по случайному недоразумению именуется у нас инженером.

          Ответить
  • 28.03.2014 на 11:19
    Постоянная ссылка

    Вот и я думаю, потянут ли учителя, которые в основном дамы собрать что-либо наподобие виброробота, даже простого. Многие даже при словах «начальное инженерное образование» сразу говорят: «О нет! У меня технический критинизм». Не хотят многие учителя, да и взрослые вникать. Наверное, воспитание инженерное и его необходимость нужно начинать со взрослых и широко его рекламировать, а уж потом дети

    Ответить
  • 28.03.2014 на 14:05
    Постоянная ссылка

    Любой конструктор, это конечно очень хорошо, но он учит нас действовать и думать, какими то конкретными стереотипами и сам того не желая, закрывает ребёнку то необъятное множество для полёта фантазии и новых открытий.

    Ответить
    • 29.03.2014 на 22:03
      Постоянная ссылка

      А вот правда ли это? Что, конструировать из деталей можно исключительно по готовым инструкциям?
      В моем доме всегда было много Лего. Но почти никогда дети не делали тех моделей, которые были нарисованы на коробке. Или — делались и тут же разбирались, давая материал другим, тут же сочиняемым конструкциям

      Ответить
  • 28.03.2014 на 16:00
    Постоянная ссылка

    Хочу вступиться за конструктор. Создавать что-то необычное из набора различных вещей может даже будет попроще, чем создать что-то необычное из обычного конструктора. На Новогодние праздники в школе проводили конкурс — собрать снежинку из конструктора. Только у одного ребёнка получилась необычная снежинка, у других стандартная. Это как аналогия с кулинарией — в супе у всех ингредиенты одинаковы, но суп у всех разный. Всё-таки мы живём в мире по большей части стереотипных вещей и надо учиться создавать из них необычные вещи

    Ответить
  • 28.03.2014 на 21:03
    Постоянная ссылка

    Лего хорошо, но дорого! А какие страшные лица у лего-героев: это тебе не безобидный чебурашка)) но детям нравится, что поделать)) Большой эффект лего-конструктора в том, что его можно превратить в коллективное творчество: много деталей, неограниченное количество участников. Может получиться ОГРОМНЫЙ ШЕДЕВР!

    Ответить
  • 28.03.2014 на 22:29
    Постоянная ссылка

    Это точно, что дорого! В конструктор дети у нас в саду любят играть, но его на всех не хватает. Поэтому нам не до шедевров.

    Ответить
  • 28.03.2014 на 22:35
    Постоянная ссылка

    Моему ребенку тоже два года и я ему покупаю и конструкторы, и разнообразные игрушки которые можно собирать. Считаю, что пусть мы их не сами придумали и сделали, но они развивают интерес ребенка. Если где-то у конструктора отвалилась какая-то деталь, разрешаю взять отвертку и отремонтировать (под присмотром), боюсь, что если запрещу воспользоваться инструментами, то может пропасть интерес, а пользоваться игрушечными — не тот эффект для ребенка, он же видит как папа пользуется настоящими (нож и ножницы исключены). Поэтому я считаю, что ЛЕГО — это начальная стадия для маленького, возможно будущего инженера. Ну и конечно же все зависит от окружающих его людей, которые должны ребенку показывать, что можно создавать еще и другие вещи, не ограничиваясь конструктором.

    Ответить
    • 30.03.2014 на 14:02
      Постоянная ссылка

      Полностью согласна с Ириной Романенко. Везде нужна золотая середина. Нельзя отказываться от имеющихся конструкторов, ведь они приносят много положительного опыта для ребенка. Умение работать по образцу часто бывает очень необходимым в жизни. Но если не ограничиваться только конструкторами, а вносить в игру более разнообразную деятельность, связанную с опытом старших (но только при умелом руководстве со стороны взрослого), то тогда и ребенок не зацикливался бы на готовых решениях.

      Ответить
  • 29.03.2014 на 19:48
    Постоянная ссылка

    Лего создано специально для детей, но имеет возрастные ограничения: «Лего DUPLO» с 2-х лет, «Лего Creator» с 6-ти,… — наличие мелких деталей опасно для жизни. Кроме того, ребёнок 2-х лет не сможет собрать конструктор для ребёнка 6-ти лет. Поэтому в начале инженерного образования огромную роль берёт на себя родитель, помогая, показывая, отслеживая (как и при любой другой деятельности). Собирать конструктор – это один из способов развития памяти, мышления, воображения, моторики, креативности ребёнка. Но не стоит забывать – ребёнку необходимо создавать разнообразную деятельность.

    Ответить
  • 30.03.2014 на 07:24
    Постоянная ссылка

    Конструктор хорош для детей 3-5 лет, в дальнейшем ребенок пытается делать что-то сам из подручных материалов,помогать отцу мастерить и не в коем случае нельзя запрещать ему это делать,просто нужно следить за безопасностью и объяснять ребенку где могут опасности поджидать в том или ином деле

    Ответить
  • 30.03.2014 на 19:14
    Постоянная ссылка

    А я помню,как в детстве мы любили делать кукольные кроватки и коляски из коробок для обуви и сахара-рафинада( пупсикам),много поделок делали из спичечных коробков, даже пенал в первом классе со множеством отделений, из стульев делали кровати для себя ,ширму для кукольных спектаклей и т.д.С фантазией и воображением у нас всё было в порядке.Современным детям и фантазировать не надо -всё есть в магазине.Люблю использовать в своей практике уроки труда ПОДЕЛКИ ИЗ ВТОРСЫРЬЯ (коробки,пластик.бутылки,катушки,спич.коробки и т.д.). Извините за небольшое отступление от темы.

    Ответить
  • 30.03.2014 на 20:03
    Постоянная ссылка

    Лего или не Лего? Конструирование из готовых блоков: помогает или мешает?
    Я считаю, что помогает. Развивается мелкая моторика, следовательно — речь, развиваются психические процессы. А, то что дети идут по более легкому пути, это виноваты, мы, взрослые. Всегда должен быть личный пример взрослого, тогда и ребенок не будет искать легких путей.

    Ответить
  • 31.03.2014 на 05:01
    Постоянная ссылка

    «Не получится ли, что, покупая все новые и новые конструкторы, мы теряем что-то очень важное?»
    Покупая новые конструкторы мы не способствуем развитию ребенка, а даем ему готовый продукт для игр, в данном случае речь о развитии не идет — ребенок просто играет.
    Лего безопасный конструктор и развивает такие навыки как мышление, конструирование.
    Это как чтение книг и просмотр мультфильмов (фильмов) — читая книгу ребенок учится мыслить и развивает воображение, а просмотр фильмов дает готовую картинку…

    Ответить

Добавить комментарий для Ирина Романенко Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>