Одна из самых главных проблем, которая неизбежно возникает, когда начинаешь мастерить с детьми, заключается в том, что все намного проще и быстрее сделать самому. Ребенок делает то же самое медленно, неправильно, криво-косо…

Что делать, как суметь поддержать стремление ребенка к самостоятельности и при этом добиться того, чтобы в результате получился «шедевр» (в средневековом понимании этого слова, как продукт, исполнение которого учеником свидетельствует о том, что он стал Мастером)?

Проблема заключается в том, что традиционная система воспитания рассматривает ребенка не как полноправного члена семьи или общества, а как зависимое, неразумное существо, из которого только предстоит воспитать человека. Соответственно нет и речи о том, чтобы предоставить ему право самому решать, выбирать или выражать свое желание или нежелание делать что-либо. Возникает некоторое противоречие, когда родители желают, чтобы ребенок уже повзрослел и взял на себя выполнение каких-либо функций, но в то же время они не готовы предоставить малышу нужную ему независимость в большинстве вопросов. Получается что-то вроде «делай это сам, но вот так и так, а то, как ты хочешь это делать – неправильно». Это противоречие не приводит ни к чему иному, кроме как к развитию в ребенке еще большей инфантильности и неуверенности в своих силах. Желая воспитать свободную, самостоятельную и уверенную в себе личность, родителям следует отказаться от стратегии вырастить удобного для себя ребенка и с радостью принять все его попытки проявлять себя.  (*)

Получается, что мы, как педагоги, как родители и как руководители творческого процесса создания «инженерного продукта» не вправе ожидать точного выполнения инструкций, повторения чужих шаблонов, точного выполнения продукта по инструкции, наконец!

Но тогда — чего же ждать?

Тогда ведь можно сказать, что провал «мастерилки», когда вещь не получилась, оказалась неработоспособной, некрасивой — тоже результат. И, в какой-то степени даже положительный?

 

Метки:

16 thoughts on “Сам или не сам? Как помочь ребенку, не делая за него его работу?

  • 28.03.2014 на 13:53
    Постоянная ссылка

    Сам и только сам!
    Все мы и всё у нас родом из детства…
    …Родители работали допоздна.Мы ,дети,сделав уроки,имели возможность «изобретать»))))
    Сшила сарафан…
    -Почему взяла ткань без спроса? Иголки не роняла? Машинку не сломала?(Это мама учила порядку)
    -Как красиво! Какая молодец!Неужели сама?(Это папа-давал «задел» для следующего изобретения)
    Хорошо ,что были и МАМА, и ПАПА.Я до сих пор люблю изобретать сама и восхищаюсь чужими изобретениями.
    У современных деток больше возможностей,но и больше проблем.
    И потому,что все родом из детства,детей надо хвалить за их самостоятельность,за их «эксклюзивные»изобретения.,пусть они даже неработоспособны.
    Недавно прилетал сын,и за день смастерил нам летний душ.Красивый добротный,продумал все до мелочей.А рядом стоит маленький кривенький с заусенцами(сидеть без подушки опасно!) стульчик 25-летней давности,который выбросить не поднимается рука-это его первая табуреточка.Он инженер- компьютерщик…
    Почему он теперь умеет так работать с деревом?
    Откуда у него эти умения?
    Загадка?!
    Ребенок всё должен делать САМ! Он и без нас видит, если не получилось.Он и так всегда очень сильно во всём СОМНЕВАЕТСЯ.Дело взрослых убедить, что все не зря!

    Ответить
    • 30.03.2014 на 08:53
      Постоянная ссылка

      Очень верно про похвалу и про «эксклюзив».
      Но что делать, если ребенок сам не проявляет энтузиазма? Как стимулировать его творчество?

      Ответить
      • 30.03.2014 на 13:53
        Постоянная ссылка

        Тогда-УДИВЛЯТЬ!Каждый человек -и ученик ,и учитель.Всегда!Работая в школе, наблюдаю как ,стоит одному из учеников чему-то дома от старших научиться (лист бумаги-хлопушка; катушки,нитка -»телефон») в классе сразу все научатся и сделают себе подобное»чудо». Главное, чтобы хлопало,прыгало,светило! И сделано было на твоих глазах.

        Ответить
  • 28.03.2014 на 20:23
    Постоянная ссылка

    И сам, и при поддержке взрослого, и глядя на взрослого, и, сравнивая себя со взрослым, исходя из индивидуальных особенностей ребенка. Главное, чтобы взрослый не мешал))). Взрослый может наблюдать, что-то время от времени подсказывать, направлять или, наоборот, ошибаться, чтобы сам ребенок его направлял))) Процесс должен быть увлекательным)

    Ответить
  • 28.03.2014 на 20:53
    Постоянная ссылка

    Чтобы ребёнок воплотил задуманное частенько требуется помощь взрослого. Вот он хочет, чтобы колёсики крутились, а как не знает, здесь и придёт на помощь взрослый который подскажет. В другой раз ребёнок попробует сам. Всё-таки ребёнку нужно объяснять многие принципы физики и химии, если скинуть на «всё сам», то при нескольких неудачах он вообще откажется творить. Именно так и было с моим чадом, с криками «У меня не получается!» отказывался что-либо новое делать, пришлось постепенно наводить мосты.

    Ответить
    • 30.03.2014 на 08:55
      Постоянная ссылка

      Очень точно: » если скинуть на «всё сам», то при нескольких неудачах он вообще откажется творить. »
      Вопрос — где граница между «смотри как надо» и «у тебя получится, если…»

      Ответить
  • 28.03.2014 на 21:26
    Постоянная ссылка

    В первую очередь доверие ребёнку. Постараться дать значимую работу. Если что-то не получилось, ненавязчиво прибегнуть к подсказкам.

    Ответить
  • 28.03.2014 на 22:13
    Постоянная ссылка

    Конечно если малыш просит «Сам», то тут побеждает родительское терпение, пусть сначала и коряво, зато САМ! Главное чтобы работа была все таки посильна и не приводила часто к неудачам. А подсказки и помощь должны быть не заметны. То в последствии такие дети более самостоятельны и могут доводить начатое дело до конца.Чрезмерная родительская опека не к чему доброму не ведет. Не доверяя ребенку — делаю все за него, а в итоге получаем эгоиста. Я, считаю, что доверять ребенку нужно больше, если первоначальные знания ребенка получены на взрослом примере — «научил зажигать газ и спокоен».

    Ответить
  • 30.03.2014 на 14:12
    Постоянная ссылка

    Дети очень любят совместную работу со своими родителями. Поэтому, чтобы появилось «я сам», нужно сначала делать что-то вместе, затем рядом. При этом нужно помнить о положительном эмоциональном настрое. Ребенок всегда нуждается в похвале и одобрении, тогда захочется сделать что-то еще. Выставка детских работ при всеобщем одобрении очень вдохновляет. Вот тогда-то и появится нужная самостоятельность. Но это не значит, что теперь взрослый может удалиться. Всегда может понадобиться его совет или помощь.

    Ответить
  • 30.03.2014 на 15:05
    Постоянная ссылка

    Я тоже думаю, что необходима совместная деятельность, особенно на первых этапах. Нужно завлечь ребёнка, показывая, комментируя, хваля, создавая ситуацию успеха. Сначала ребёнок собирает вместе с Вами по инструкции, затем, совместно придумываете своё и собираете, далее предлагаете ему собрать что-то самостоятельно. Если не получается, Вы снова ему показываете или напоминаете, что ребёнок уже это собирал («Вспомни, ты уже это собирал»). Затем мотивируйте тем, что, например, для дома необходимо создать предмет интерьера и без помощи ребёнка не обойтись. В последствии ребёнок может создавать уникальные вещи для родственников, друзей.

    Ответить
  • 30.03.2014 на 20:12
    Постоянная ссылка

    Согласна с тем, что ребенок должен выполнять работу самостоятельно. Но если к вам обратились за помощью, свои дела отложить и помочь, иначе интерес пропадет. С другой стороны совместная деятельность взрослого и ребенка сближает, появляются общие интересы и мотивы общения.

    Ответить
  • 30.03.2014 на 22:31
    Постоянная ссылка

    Я тоже согласна с Юлией и Натальей Александровной, совместная работа с родителями — это необходимо самому ребенку. Ребенок чувствует поддержку взрослого близкого человека, который всегда направит в нужное русло, подскажет. Только вот главное давать ему волю действия, чтоб основную работу выполнял сам, а родитель был всего лишь помощником и таким образом ребенок будет чувствовать, что ему доверяют и он может выполнять все сам, а в трудную минуту ему есть к кому обратиться за помощью,подсказкой.

    Ответить
  • 31.03.2014 на 05:16
    Постоянная ссылка

    «…традиционная система воспитания рассматривает ребенка не как полноправного члена семьи или общества, а как зависимое, неразумное существо, из которого только предстоит воспитать человека».
    Вот здесь не соглашусь с Вами.
    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования содержит следующую трактовку принципов дошкольного образования: «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования», т.е. речь идет об индивидуальном подходе в каждому и далее «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».

    Ответить

Добавить комментарий для Юля Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>