Итак, мы вроде бы сходимся во мнении, что, чтобы научить ребенка инженерным знаниям, надо прежде всего делать.

Строить, конструировать — и не столь важно, из конструктора ли, из подручных ли  материалов — важно, чтобы знания получались «через руки», активно.

Но вот что хотелось бы обсудить еще. Можно ведь строить и строить.

Одно  дело, когда ребенок строго по готовой инструкции создает поделку,  и совсем другое, когда он сам проходит этапы от замысла, эскиза, через продумывание конструкции к реализации своей идей в материале. Набивая при этом «шишки» от того, что не все идеи оказываются выполнимыми,  конструкции и соединения  - прочными.

Казалось бы, второй подход сулит намного большие перспективы, но вчера многие участники заметили, что умение читать чертежи, выполнять требования инструкции и вообще — умение следовать правилам — очень важная оставляющая инженерного образования.

И именно с нее это самое образование начинается.

Потому что первые занятия — это всегда «делай как я».  И повторение чужой модели — это неизбежный и необходимый  шаг перед созданием своей.

Но тут возникает вопрос, который мне бы хотелось задать сегодня участникам:

Выполняя работу «по образцу», по инструкции, нужно ли нагружать занятия дидактикой?  И, если нужно — то насколько?

Поясню свой вопрос. Мы с детьми на наших мастер-классах строим различные конструкции. В рамках этой конструкции надо, скажем, соединить проводами полюса батарейки с контактами светодиода.

Есть четкая инструкция: возьми батарейку, найди «+» и соедини его с «+» светодиода.

Формально — все просто. Соединишь с минусом — гореть не будет.

И тут: стоп! У вас есть замечательный повод поговорить с ребенком — об электричестве, о полярности, о том, как ток течет от плюса к минусу (а на самом деле — наоборот).

Вопрос: надо ли это делать? У ребенка ведь пошел процесс творчества. А вы прерываете его своими «скучными» объяснениями. Но, с другой стороны, как говорил Козьма Прутков:

Бросая в воду камешки, смотри на круги,  ими  образуемые;  иначе  такое
бросание будет пустою забавою.

Итак, с одной стороны у нас — живое творческое дело, в ходе которого создается новая конструкция, но при этом принципы устройства этой конструкции остаются непонятными, неважными.

С другой — классическое «разжевывание» и донесение всей образовательной составляющей по проекту, вложение в головы участников всех сопутствующих знаний и … торжество классической школьной парадигмы, когда учитель передает свои знания чистым и незамутненным головкам учеников.

Но не теряем ли мы при этом что-то очень важное? При чем и в том, и в другом случае. Где найти «золотую середину»?

Метки:

9 thoughts on “Нужно ли нагружать ребенка дидактикой? Учит ли свободное творчество?

  • 30.03.2014 на 10:15
    Постоянная ссылка

    Если ребёнок первый раз взял в руки батарейку и соединяет её с проводом, следует вообще исключить и объяснения и печатную инструкцию, а показать на примере и помочь, чтобы результат гарантированно получился. Именно это и будет стимулом в дальнейшем, когда ребёнок соединит не правильно и спросит «Почему не получилось?» объяснить на понятном языке. Малышам вообще не нужны длинные пространные речи, они устают от них. У меня ребёнок очень долго считал, что все электроприборы с током внутри. И даже сейчас в 9-летнем возрасте когда уже много раз всё рассказано, до конца полного понимания нет, но соединяет правильно батарейки, электромоторчик, клеммы и др. Больше практики, объяснения как сделать, чтобы работало, а теорией позже нагрузят. Ведь отвлечённые понятия трудны для понимания детей. Вот у девятилеток спрашивали что такое ГЭС? Двое сказали — оно даёт ток! Остальные — это мост.

    Ответить
  • 30.03.2014 на 14:21
    Постоянная ссылка

    Тоже согласна с этим мнением. Знания нужно давать постепенно, в разумных дозах. Не нужно перегружать. То, что пока не заинтересовало, не останется в памяти. Чем чаще ребенок что-то изобретает и придумывает, тем больше вопросов будет возникать. Вот тогда и появляется смысл погрузиться в теоретический материал более плотно.

    Ответить
  • 30.03.2014 на 15:24
    Постоянная ссылка

    Я думаю, что ребёнку сразу необходимо давать теорию по физике, химии,…, но дозировано, постепенно. Когда он самостоятельно начнёт мастерить, у него всё равно будут возникать вопросы, так как всё сразу невозможно рассказать. Также необходимо приводить примеры из жизни, переходить на реальные предметы. Тем самым ребёнок развивает мышление, логику, память, креативность и проявляет интерес к конструированию.

    Ответить
  • 30.03.2014 на 19:34
    Постоянная ссылка

    Я тоже думаю, что объяснять нужно те вопросы, которые возникают у ребенка в процессе работы, если он сам спрашивает: почему так? Если он конечно сам не может найти ответ, тогда нужно только направить на поиски.

    Ответить
  • 30.03.2014 на 20:20
    Постоянная ссылка

    Есть четкая инструкция: возьми батарейку, найди «+» и соедини его с «+» светодиода…
    И тут: стоп! У вас есть замечательный повод поговорить с ребенком — об электричестве, о полярности….
    Вопрос: надо ли это делать?

    Да, надо! Сначала хорошая, умная теория — ведь технику безопасности никто не отменял! А потом практика и творчество.

    Ответить
  • 30.03.2014 на 22:36
    Постоянная ссылка

    Да я и сама начиная разбираться с новой техникой, сначала пробую, а затем читаю инструкцию. Может в том случае, когда появляется необходимость в знаниях, они легче и прочнее будут усваиваться.

    Ответить
  • 31.03.2014 на 05:23
    Постоянная ссылка

    Все зависит от возраста ребенка, если это дошкольный возраст, то здесь ведущим видом деятельности является игра и через игру происходит объяснение материала. В любом случае говорить о сути явлений необходимо, поскольку в процессе обучения ребенок формирует целостную картину мира, а это важная составляющая развития маленького человека. Здесь главное понять принцип подачи дидактики — в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей.

    Ответить
  • 31.03.2014 на 21:53
    Постоянная ссылка

    Теория без практики и практика без теории — ни куда! Всё в разумных пределах. Выдавая теорию, не забываем рассматривать на реальных образцах. Вот только если ждать, когда ребенок о чем-то спросит, можно вообще не дождаться. Первоначально можно и нужно подтолкнуть «подсунуть» идею, конечно для пассивных — вызвать интерес. А у заинтересованных своих идей, хоть отбавляй!

    Ответить

Добавить комментарий для Елена Астапенко Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>