В одном из прошлых обсуждений мы говорили о том, нужно ли  нагружать занятия с детьми, «мастерилки» теоретическими знаниями по физике. Участники сошлись на том, что теоретические знания нужно стараться давать «исподволь», не нарушая творческого характера «мастерилки».

Мне кажется, это очень важная вещь.  Но воплотить ее можно только при соблюдении двух  условий:

  1. При планировании занятия правильно учтены реальные возможности ребенка (или группы детей). Создание модели должно быть достаточно трудоемко, чтобы занять ребенка «по настоящему», чтобы ему был интересен сам процесс конструирования.  С другой стороны процесс не должен быть слишком сложный, чтобы не получить отрицательную реакцию от того, что что-то не получается.
  2. В занятии должны быть продуманы «точки входа» для каких-то теоретических пояснений, которые даются по ходу, без особенного отвлечения от работы, но именно они формируют образовательную атмосферу вокруг занятия. Именно эти вопросы, незаметно рассыпанные по всему занятию, могут стать основой для итоговой рефлексии, потому что дети во время таких занятий не только мастерят, но и учатся.

Как выполнить эти два условия?

Если говорить о тематике заданий, то тут речь может идти только о собственной практике. Ищите, пробуйте, тестируйте. В Сети есть множество ресурсов, на которых можно найти интересные сюжеты, которые могут превратиться в «мастерилки». Мы поговорим о том, где их можно найти, в особой статье.

Важно помнить одно: все сюжеты, найденные в интернете, книгах или придуманные «на коленке», предварительно нужно проделать самому и оценить «выполнимость» их именно для вашей аудитории.  Не доверяйте никаким «рейтингам» и «экспертным мнениям». Дети везде разные, и эксперты тоже. Только проделав все, от начала до конца, вы сможете понять реальную сложность, записать хронометраж, понять «точки входа» для  вкраплений теории.

И тут мы подходим ко второму пункту, самому, на мой взгляд, сложному. Как и когда добавлять теоретические пояснения?

Есть два пути решения: импровизировать по ходу игры и расписать все задания заранее.

Использование импровизации позволяет  добавлять «изюминки» теории именно там, где они необходимы. Вы видите, что ребенок справился с каким-либо этапом быстрее — самое время дополнить его работу каким-либо «теоретическим» кейсом.

Безусловно, набор «кейсов», набор вопросов должен быть продуман заранее, с большим запасом.

Каждый педагог (или родитель), планирующий задание, должен определить для себя, какой путь ему ближе.

Ни один не может быть признан единственно верным решением. Идеально, если все вопросы, которые можно рассмотреть на занятии, продуманы заранее, но то, какие в итоге будут заданы, какие проблемы рассмотрены — в каждой группе индивидуально.

В конце концов главное в инженерных занятиях  с детьми — это итоговая конструкция и удовольствие от процесса конструирования. Если это произошло — занятие получилось. Даже если все вопросы по теме не заданы (:-).

 

Метки:

6 thoughts on “Планируем занятия с детьми. Что необходимо держать в голове, придумывая занятия?

  • 31.03.2014 на 16:28
    Постоянная ссылка

    Также необходимо иметь ввиду возраст ребёнка, его интересы. Родителю же нужно выстроить сюжетную линию; подготовить разнообразные, альтернативные материалы, из которых ребёнок будет создавать продукт; придумать (может и совместно с ребёнком) цель создания продукта (что должно получиться, для кого, как создавать). Кроме того, необходимо придумать такой продукт, который может использоваться ребёнком в дальнейшем, совершенствоваться им.

    Ответить
  • 31.03.2014 на 16:40
    Постоянная ссылка

    Полностью поддерживаю это мнение. Работа выполняется в интересах ребенка, поэтому должна быть ему по силам. Совместная деятельность всегда сближает ребенка со взрослым. А если получившийся продукт можно использовать в дальнейшем, то это только подстегнет ребенка к дальнейшему творчеству.

    Ответить
  • 31.03.2014 на 21:09
    Постоянная ссылка

    Согласна с Юлией, но еще добавлю, что нужно обговаривать технику безопасности до, а не в процессе. Если работаем с опасными инструментами, и электричеством, вот на этом этапе и будет теория подкрепленная показом практических умений. А как ребенок должен читать схему-чертеж, если мы этому его еще не научили? А при защите своего продукта, ребенок должен подкрепить проектной документацией, со всеми чертежами — этому мы тоже должны научить, так что без теории не куда.

    Ответить
  • 31.03.2014 на 21:13
    Постоянная ссылка

    Надо продумать цели и задачи занятия, также наличие доступного материала, обязательно учесть технику безопасности в работе, и конечно должен быть реальный результат (продукт) работы.

    Ответить
  • 31.03.2014 на 21:19
    Постоянная ссылка

    Для меня подходит вариант с заготовками. Чтобы импровизировать и по ходу выдавать комментарии или рассуждать необходимо обладать значительными знаниями в физики, чего нет у многих. Поэтому если нахожу где-то мастерилку или опыт с объяснениями, то обязательно складываю в копилку и стараюсь затем использовать. Но если опытов с объяснениями достаточно много, то с поделками с физическими объяснениями даже по научному (мы бы переложили «сказку» на детский манер) совсем плохо, а жаль :(

    Ответить
  • 01.04.2014 на 08:58
    Постоянная ссылка

    Разработка занятий по инженерному воспитанию с детьми предполагает определенную подготовку педагога (родителя) — это раз. Второе — важно помнить о требованиях безопасности, все же это работа с инструментами, электричеством, приборами… В третьих, не забываем о продолжительности занятий — есть предел восприятия у детей, после которого ребенок не воспринимает то, что ему говорят и показывают.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>