Как ни странно,  несмотря на то, что в Сети есть огромное количество материалов для занятий с детьми,  найти сюжеты для действительно хороших занятий по инженерному развитию не так просто.

Дело в том, что в основном имеющиеся материалы посвящены общеразвивающим занятиям, созданию всевозможных открыток, цветочков и прочих поделок из бумаги, которые тоже при желании можно использовать для раннего инженерного образования детей. Посмотрите, например, как классическую историю с «мостиком из бумаги» использует в своем учебном проекте восьмиклассница Камиля Омарова из Омска. Материалы из ее презентации вполне могут стать основой для очень серьезной «мастерилки» по созданию бумажного моста. И сколько сразу поводов поговорить про свойства материалов!

К сожалению, большинство «бумажных проектов» к инженерным знаниям имеют лишь косвенное отношение.  Иногда новое качество занятия приобретают после небольшой модификации материала или технологии.

Вот, к примеру, лепка из соленого теста. Известная и несложная технология. Но однажды за нее взялся инженер и придумал… токопроводящее тесто

 Профессор Анна-Мария Томас за каких-то четыре минуты перевернула всякие представления о курсе электротехники.

Что она сделала, спросите вы? Да почти ничего – она всего лишь научила лепить электрические схемы из … пластилина.

Оказывается, простой пластилин, да еще сваренный дома на кухне, вполне может проводить электрический ток. И из него можно лепить провода, резисторы и конденсаторы. Его можно озвучивать при помощи мультивибратора,  можно…

Впрочем, тут моя фантазия дает осечку, поскольку так далеко Анна-Мария не заглядывает. для нее важно, что с пластилиновой электротехникой может справиться даже трехлетний ребенок. И это здорово, потому что я уже знаю, как я проведу ближайшее воскресенье – со своими младшими детьми на кухне, замешивая пластилин и вылепливая схемы.

Где искать такие идеи? Начать посоветую с сообществ вроде моей «Мастерилки». Там я периодически публикую найденные интересные идеи, некоторые опробую сам, другие тестируют участники сообщества.

Если говорить о сообществах, не могу не вспомнить о замечательной московской группе What’s inside? (Facebook или Vkontakte). Придумал ее Николай Ковылов из Сергиевого Посада.  Кстати, эта группа недавно устраивала в Москве мастер-класс по «пластилиновой физике». В этой группе можно найти прекрасно сделанные рабочие листы по изготовлению различных поделок. Например, вот как выглядит светящаяся  открытка по версии «What’s inside?…»:

1959776_1453203024911379_1847243496_n[1]

Еще один пример сообщества — немного другого рода, но тоже очень интересное сообщество, организованное моим коллегой и удивительно талантливым разработчиком Александром Казанцевым.

kazancev

 

Он не придумывает методики. Но он делает больше — он придумывает конструкции роботов, которых легко могут сделать даже маленькие дети. Некоторых роботов даже можно купить в виде набора заготовок и комплекта инструкций. Насколько я знаком с этими конструкциями — это — лучшее, что можно найти в России сегодня для раннего инженерного развития детей. Очень рекомендую.

Говоря об интересных проектах, которые могут помочь в планировании инженерных занятий для детей, стоит отметить многочисленные группы, занимающиеся занимательной наукой. Среди опытов, показываемых этими коллективами очень часто встречаются достойные повторения эксперименты.

Правда, я посоветовал бы с осторожностью относиться к подобным проектам, так как очень часто они нацелены на создание шоу, визуальных эффектов и очень редко уделяют серьезное внимание объяснению сути процессов.

7 thoughts on “Планируем занятие. Откуда черпать идеи? Часть 1

  • 31.03.2014 на 16:29
    Постоянная ссылка

    Для новой идеи могут послужить желания ребёнка: «Я хочу новую машину», «Купи самолёт на управлении». Родитель предлагает ребёнку самому создать свою уникальную вещь. Материалом для нового продукта могут послужить игрушки, которыми ребёнок уже не играет или они сломаны; окружающие предметы (канцтовары, скорлупа от ореха, ткань, сушёные стебли растений, ветки деревьев,… ).

    Ответить
  • 31.03.2014 на 16:35
    Постоянная ссылка

    Хорошо если есть свои идеи! Но чаще всего мы пользуемся идеями взятыми из интернета или увиденными у своих знакомых и коллег.

    Ответить
  • 31.03.2014 на 20:45
    Постоянная ссылка

    Чтобы сотворить что-то с нуля необходимо обладать объёмными знаниями. К сожалению, не всегда удаётся воплотить замысел ребёнка из-за нехватки конструкторских знаний. Поэтому, да, чаще использую различные ресурсы — интернет, журналы, другие поделки. Если ребёнок приносит журнал и говорит, что хочет сделать вот эту поделку, стараемся сделать, можем добавить что-то своё, отвечаю если задаёт вопросы почему? и как? (если конечно могу :-))

    Ответить
  • 31.03.2014 на 20:45
    Постоянная ссылка

    Я, имела опыт работы учителя технологии в начальной школе по программе Симоненко В.Д., вот тут-то и надо было проект с простой электрической системой, с чем с успехом справлялись дети 3 класса. Мы делали множество элекровикторин. Как понимайте там моих инженерных знаний хватало и мы творили разные бумажные модели (какие придумавали дети) и проводили свет). А сейчас множество примеров можно найти на сайте You Tube, где размещены видеоролики, хотя и на иностранном, но все же доступном в плане практического опыта изготовления каких либо движущихся моделей. Думаю, не чего страшного не произойдет, если ребенок подсмотрит какую либо идею в Интернете, если не может придумать сам и родители бессильны в инженерии.

    Ответить
  • 31.03.2014 на 21:07
    Постоянная ссылка

    Ранее в программе «Пока все дома» была рубрика «Очумелые ручки» — всегда хотелось повторить, то, что предлагали ведущие.

    Ответить
  • 01.04.2014 на 09:08
    Постоянная ссылка

    Идеи — самое сложное в процессе инженерного образования детей.
    Журнал «Коллекция идей» — много готовых решений, однако любую идею можно бесконечно модернизировать.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>