В первой части этой статьи я рассказал, откуда можно черпать готовые идеи занятий с детьми по раннему инженерному развитию.

Теперь пришла пора рассмотреть менее очевидные источники.

Сразу скажу, что все источники, представленные в этой части — англоязычные. Однако даже если вы не владеете английским языком, разобраться с «мастерилками» будет несложно — почти все они сопровождаются видеоинструкциями и подробными описаниями.

1. Кладезь талантов западных учителей

Начну с того, что использовать проще всего. Это — методические разработки западных (прежде всего американских) учителей.

Нужно отдать должное, американские учителя делятся своим опытом очень щедро и, что важно, снабжают свои заметки четкими и понятными инструкциями, что и как делать, на какой возраст занятия рассчитаны и т. п.

Мой любимый блог в этом разделе — Frugal Fun for Boys. Ведет его Сара Дис (Sarah Dees), и это  гениальный педагог. Занятия на ее сайте распределены по возрастам начиная с 2-летних детей и заканчивая тинейджерами. Не всё, естественно, можно отнести к инженерным занятиям, но очень много «мастерилок», об идеях  которых я  даже подумать не мог, я заимствовал у нее.

marshmallow-gun-2[1]Например, классная идея использовать пластиковые водопроводные трубы для создания «духовых ружей». Мои мальчишки в деревне превратились в настоящих «Михаилов Калашниковых», придумывающих все новые и новые конструкции стрелялок. А уж о том, как полезно развивать работу легких, вам расскажет любой врач

Самой главной проблемой было для нас достать в глухой деревне пластиковые тройники — но почему-то так всегда получается, что когда появляется хорошая идея, всегда находится под нее и оборудование.

Другая идея Сары, которую мы используем часто дома — гоночные желоба.

hot-wheels-launcher-5[1]Трубка от туалетной бумаги в конце желоба — самый важный инженерный объект: именно в ней машинка, разогнавшись, делает «мертвую петлю». Если вы внимательно читали мои предыдущие заметки,  то уже можете догадаться, сколь о много можно поговорить возле этой трубы!

На другом конце, кстати, резиновая «пускалка», позволяющая запускать машинку на большой скорости. И тут самое время поговорить о скорости, поворотах и дальности «полета» машинки.

Почитайте ее блог — там еще много всего.

Другой мой любимый сайт — Mess for Less. Здесь публикуются не столько инженерные «мастерилки», сколько кейсы из серии «наука для малышей». О качестве заданий можно судить по моему любимому опыту со льдом и солью:

Ice-cube-experiment[1]

Вкратце смысл его такой: сможете ли вы выловить из стакана с водой кубик льда при помощи одной только нитки?
Нет, конечно. Но если положить нитку на лед и посыпать солью — то у вас все получится!
Как же так, ведь солью обильно засыпают наши улицы для того, чтобы лед растаял, а тут нитка накрепко примерзает ко льду?
Ответ кроется именно в свойстве соли растапливать лед.
Ну, а подробнее читайте на странице http://www.messforless.net/2014/01/simple-science-ice-cube-experiment.html

2. Педагогический Youtube

Самый главный источник вдохновения, пожалуй, это Youtube. Он содержит безумное количество роликов с идеями занятий. Мой любимый педагог на Ютюбе — Арвинд Гупта

Его канал — просто кладезь всяких активностей, которые он придумывает и воплощает со своими студентами.

Не все можно так просто брать и делать с детьми, но, что поражает — это креативность разработчиков.  Посмотрите, как просто и красиво можно показать основы гидравлики, создав настоящий многоступенчатый домкрат:

Конструкция — проще не бывает, а эффект от нее — очень большой.

Иногда я развлекаюсь тем, что попросту брожу по роликам, набирая в поиске ключевые слова или просто выбирая видео, которые система предлагает посмотреть мне еще, считая их похожими. У Google достаточно интеллектуальная система рекомендаций,  не стесняйтесь ей пользоваться.

Так, я набрел, к примеру, на мальчика Юру Самоделкина, который учит делать сверстников самолетики (и не только):

Как правило, ролики, создаваемые  »самодельщиками», методически не так выверены, как ролики учителей — там бывают и ляпы, и вещи, которые нельзя показывать детям. Но в целом — это очень интересное направление.   Настоящий клондайк.

3. Самодельщики — наше все

Как ни странно, большинство идей для мастерилок я обнаруживал не на специализированных педагогических ресурсах, а именно у «самодельщиков» — людей,  увлеченных  созданием своего и не стесняющихся делиться своим опытом. Похоже, что процент готовых делиться среди этого контингента в несколько раз больше, чем среди педагогов. При чем это касается как англоязычного, так и русскоязычного сегмента Интернета. И тут можно найти настоящие жемчужины на любой возраст.

Так как в предыдущих заметках речь больше шла о малышах, вот вам вполне серьезное моделирования электродвигателя. А вы-то сами хорошо понимаете, как работает электромотор?

1231846485_p6[1]

Самое время разобраться в этом, смастерив его вместе с детьми! А вот подробная инструкция (на русском), как это сделать.

А какие ресурсы нашли вы?

6 thoughts on “Планируем занятие. Откуда черпать идеи? Часть 2

  • 31.03.2014 на 21:33
    Постоянная ссылка

    Я, тоже сказала, что море идей можно найти в видеороликах на YouTube, а еще вспомнила журнал «Сделай сам», а в библиотеке есть книги еще советских времен для юных мастеров. Ищущий всегда найдет! Было бы желание!

    Ответить
    • 31.03.2014 на 21:59
      Постоянная ссылка

      Я не стал писать, но старые журналы, это, конечно, кладезь идей. Я больше всего люблю польский «Горизонты техники для детей». Скачал себе целую подшивку за 20 лет. Потихоньку листаю…

      Ответить
  • 31.03.2014 на 21:57
    Постоянная ссылка

    http://stranamasterov.ru/- творчество для детей разных возрастов и взрослых (описаны различные техники, имеется литература, представлена галерея работ)
    http://www.podelkin-dom.ru/- представлены различные мастер-классы по творчеству.
    http://crafterscommunity.com/- сайт на английском языке. Указаны категории, степени сложности изготовления.
    http://www.enchantedlearning.com/crafts/- сайт на английском языке. Имеет различные идеи для творчества, но снабжены пошаговой инструкцией с иллюстрациями.

    Ответить
  • 31.03.2014 на 22:33
    Постоянная ссылка

    В современных детских журналах попадаются очень даже приличные механические поделки. В книжных магазинах тоже сейчас полно литературы. И насчёт бумажных поделок — существуют очень сложные объемные, даже мне сложно было сложить объёмную кошку, а целые города и домики! Да эти поделки статичны по большей части, но они очень даже развивают в инженерном направлении и внеурочные занятия называются «начальное техническое моделирование». Дети просто в восторге.
    Пользуюсь сайтом
    http://cp.c-ij.com/ — бумажные поделки
    http://tivskazke.ru/simple-science/ Физика и химия для детей и взрослых. Проводим опыты в домашних условиях
    http://ta-vi-ka.blogspot.ru/2013/12/ice-experiment-part-1.html — Опыты и игры со льдом для детей;
    http://luntiki.ru/blog/paskras/1351.html Детские развивающие игры, уроки, поделки

    Ответить
  • 31.03.2014 на 23:43
    Постоянная ссылка

    А вот ещё несколько личных идей- создать перископ из пластиковых труб и зеркал; органайзер для канцтоваров из бутылок разных диаметров (причём можно заняться его дизайном).

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>